<<< НАЧАЛО .................................................. ПРОДОЛЖЕНИЕ Часть 2
ВНИМАНИЕ!
Прежде всего. Успех Ваших последующих усилий зависит, конечно же, от уровня физического развития и состояния здоровья самого ребенка. Его не должны беспокоить никакие болезненные ощущения. Он должен нормально развиваться физиологически, быть досмотрен и ухожен. (*).
Только тогда можно ожидать от чада адекватных реакций на внешние раздражители. Ведь в самом начале вам предстоит несколько месяцев просто учиться общаться. Постоянно с ним говорить, уверенно и спокойно, как со взрослым. Научиться управлять его вниманием. Он должен с удовольствием идти к вам на руки. Для чего это необходимо? Чтобы получить "эмоциональную поддержку", непроходящий интерес к обучению. Это и есть первое из условий успешного обучения малыша. Только после можно реализовывать методику обучения чтению.
Стоп. А почему мы упираемся в проблему раннего чтения. Почему, собственно – читать. Есть такой физиологический параметр информационных потоков здорового мозга человека – более 90% информации в мозг человека поступает через органы зрения. Это огромные массивы «потокового видео». Теперь, говоря языком современных информационных и интернет-технологий, допустим контент (содержимое) этого потока составляет кинопродукция, - максимально «пережеванная» и адаптированная, по мнению «производителей», к оптимальному восприятию. Человеку не нужно, да и нет возможности о чем-то думать во время подобного сеанса, а тем более, что-то себе представлять. Все готово, подано, представлено - извольте употребить. Мыслительная работа – близка к нулю. Это потом, после приема этой информационной пищи, при достаточной целостности картины, или наоборот, благодаря специальным приемам режиссуры, может возникнуть определенное впечатление – сдвиг в понимании, и некоторая переоценка моделей.
А что происходит при чтении книги? Ведь картинок, как правило, никто не показывает (если это не детские книги, или не специальные издания; комиксы, изобретенные специально для «кинематографического» поколения). В нормальном тексте глаз видит только условную графическую кодировку (алфавит, иероглифы), складываемую в группы (словарные формы), а те, в свою очередь, символизируют образы (модели). Именно эти начертания формируют и стимулируют образное мышление.
ЧИТАЮЩИЙ ЧЕЛОВЕК ВЫПОЛНЯЕТ УМСТВЕННУЮ РАБОТУ!!!
"ЧИТАТЕЛЬ" представляет в уме, действия (операции) с образами. Мысленно видит не существующие реально, или же «сдвинутые» в пространстве-времени модели.
Вот в чем большая разница между двумя видами зрительного восприятия.
Но, вернемся к «технологиям».
Начал Василий со своей дочери, перенесшей в раннем возрасте травму, в результате которой возникло кислородное голодание головного мозга. Выводы специалистов были безрадостными: возможна задержка развития умственных способностей. Но родители не захотели смириться с подобным поворотом судьбы своего ребенка и начали за него бороться своими силами. отец стал учить трехлетнюю Олю читать. Вначале он сажал девочку на колени и ненавязчиво просто показывал ей простейшие предметы домашнего окружения, внятно произнося их названия. Затем на листе бумаги крупными буквами писал, например, - "МОЛОКО".
ВНИМАНИЕ!
Буквы, составляющие каждое слово, должны быть уже изучены и использованы в других, мене сложных словах.
Вот мы и определились:
«Первое правило» -
«ВЗЯТЬ РЕБЕНКА НА РУКИ». Этим вы ограничите чрезмерную подвижность шустрого непоседы, в буквальном смысле, приблизите его к себе, инициируете максимальное доверие с его стороны, получите возможность управления его вниманием.
Правило второе:
"Время занятий всегда ограничивается интересом к нему самого ребенка. Автор методики утверждает, что всегда мог это почувствовать по поведению дочери. Он никогда не контролировал, что ребенок усвоил. Через некоторое время дочь сама обнаружила способность к чтению, прочитав название принесенной газеты.
Ко времени поступления в школу она могла не только свободно читать, но и считать, а окончила, в последствии, с золотой медалью. Видя успехи подрастающей дочери, отец попробовал по той же методике учить двухлетнего сына. В пятнадцать лет Сережа окончил среднюю школу и поступил в университет. Учился свободно, без особого труда и очень успешно.
Когда у Оли родилась дочь, дедушка решил попробовать научить читать еще даже не говорящую внучку. Когда ей только исполнилось три месяца, он попросил знакомую испечь из теста крупные буквы, 6 - 7 см высотой, 1 см толщиной. Гуттаперчевые, мягкие, крупные буквы, к сожалению, никто не производит. Белок и зайчиков делают, а вот буквы - нет. Лучшего материала, чем обычное не крошащееся тесто, в доме не нашлось. из него испекли фигурные пряники в виде алфавита. Ребенок, буквально, «грыз науку», а дедушка, тем временем, знакомил ее с названиями литер. Не говоря, при этом, сопровождающие слова «звук», «буква», просто протяжно: «А.. а.. а.. а..», - например. На другой день показывал «М», потом – «П». Из этих «кирпичиков» сложилось «МА», после – «ПА». До полного обозначения родителей останется только небольшой шажок.
Дальнейший набор букв, слогов и слов?
Возьмите за образец элементарный букварь. Он мало, чем отличается от необходимого комплекта и в том же порядке его представления. С одним лишь существенным отличием – начертательный образ слова, в самом начале курса, «привязывается» к реальному объекту, а не к изображению в книге. Постепенно складываются небольшие слова. На табличках, из белого картона размером 10 х 45 см, пишутся названия и расставляют их возле предметов. Отработка новых слов начинается с по-слогового знакомства (без каких-либо символьных разделителей между слогами и буквами), с обязательным переходом к целостному звукоряду. Таким образом, абстрактный зрительный образ написанного слова "привязывался" к конкретному объекту в квартире, в саду, огороде. Ознакомление с окружающим миром начинается с предметов ежедневно окружающих ребенка. Потом ему представляют части собственного тела, ближайшую родню. Расширяется мир домашними предметами и все это в сопровождении карточек. Когда Ребенок начинает ходить, ему устраивают ежедневные тематические прогулки по этому своеобразному "Эрмитажу". В одном зале» - игрушки, в другом – кухонные принадлежности, дальше – «ботанический сад», на приусадебном участке.
Наставник предостерегает от предстартовых фраз типа: «Давай поиграем», «Выучим слово»,
… Занятие должно начинаться обыденно, непосредственным общением и, само по себе, быть игрой.
Введение каждого нового понятия производится в последующий день обучения.
Многие, наверное, помнят из опыта собственной семьи, как знакомят детей и внуков с окружающим миром: "Мама, Папа. Жучка" и т.д. "Покажи, где папа, мама, собачка?" И почему-то все на этом останавливались. Так же действовал и Лищук. Только он шел дальше - создавал еще и зрительный абстрактный (начертательный) образ понятия, делая в обучении дополнительный шаг, многократно ускоряющий процесс.
Но, как определить, что не говорящий ребенок читает? "Очень просто, - говорит мудрец Василий, - я показывал ей табличку с названием предмета и говорил: "Корина, где это?" - и девочка показывала предмет рукой. Называл объект - и она вела меня к табличке. Все очень просто!"
Это, собственно, и есть - ПЕРВЫЙ ЭТАП обучения.
Чего он достиг? В два года и семь месяцев Корина читала на двух языках - русском и украинском, свободно переходя с одного на другой, считала. Вот характеризующий ее развитие диалог. Василий Саввич берет лист и говорит: "Давай я нарисую тебе буковку". Пишет слово. Девочка молча наблюдает, потом вдруг: "Ты сказал, что нарисуешь одну букву, а нарисовал уже пять!". Ребенок способен не только сосчитать буквы, но и верно оценить поведение взрослого. Она четко различает понятия по различным характеристикам, говоря: "Дай мне "Оболонь" (произнося название воды, а не просто воду).
#
ВНИМАНИЕ!
Прежде всего. Успех Ваших последующих усилий зависит, конечно же, от уровня физического развития и состояния здоровья самого ребенка. Его не должны беспокоить никакие болезненные ощущения. Он должен нормально развиваться физиологически, быть досмотрен и ухожен. (*).
Только тогда можно ожидать от чада адекватных реакций на внешние раздражители. Ведь в самом начале вам предстоит несколько месяцев просто учиться общаться. Постоянно с ним говорить, уверенно и спокойно, как со взрослым. Научиться управлять его вниманием. Он должен с удовольствием идти к вам на руки. Для чего это необходимо? Чтобы получить "эмоциональную поддержку", непроходящий интерес к обучению. Это и есть первое из условий успешного обучения малыша. Только после можно реализовывать методику обучения чтению.
Стоп. А почему мы упираемся в проблему раннего чтения. Почему, собственно – читать. Есть такой физиологический параметр информационных потоков здорового мозга человека – более 90% информации в мозг человека поступает через органы зрения. Это огромные массивы «потокового видео». Теперь, говоря языком современных информационных и интернет-технологий, допустим контент (содержимое) этого потока составляет кинопродукция, - максимально «пережеванная» и адаптированная, по мнению «производителей», к оптимальному восприятию. Человеку не нужно, да и нет возможности о чем-то думать во время подобного сеанса, а тем более, что-то себе представлять. Все готово, подано, представлено - извольте употребить. Мыслительная работа – близка к нулю. Это потом, после приема этой информационной пищи, при достаточной целостности картины, или наоборот, благодаря специальным приемам режиссуры, может возникнуть определенное впечатление – сдвиг в понимании, и некоторая переоценка моделей.
А что происходит при чтении книги? Ведь картинок, как правило, никто не показывает (если это не детские книги, или не специальные издания; комиксы, изобретенные специально для «кинематографического» поколения). В нормальном тексте глаз видит только условную графическую кодировку (алфавит, иероглифы), складываемую в группы (словарные формы), а те, в свою очередь, символизируют образы (модели). Именно эти начертания формируют и стимулируют образное мышление.
ЧИТАЮЩИЙ ЧЕЛОВЕК ВЫПОЛНЯЕТ УМСТВЕННУЮ РАБОТУ!!!
"ЧИТАТЕЛЬ" представляет в уме, действия (операции) с образами. Мысленно видит не существующие реально, или же «сдвинутые» в пространстве-времени модели.
Вот в чем большая разница между двумя видами зрительного восприятия.
Но, вернемся к «технологиям».
Начал Василий со своей дочери, перенесшей в раннем возрасте травму, в результате которой возникло кислородное голодание головного мозга. Выводы специалистов были безрадостными: возможна задержка развития умственных способностей. Но родители не захотели смириться с подобным поворотом судьбы своего ребенка и начали за него бороться своими силами. отец стал учить трехлетнюю Олю читать. Вначале он сажал девочку на колени и ненавязчиво просто показывал ей простейшие предметы домашнего окружения, внятно произнося их названия. Затем на листе бумаги крупными буквами писал, например, - "МОЛОКО".
ВНИМАНИЕ!
Буквы, составляющие каждое слово, должны быть уже изучены и использованы в других, мене сложных словах.
Вот мы и определились:
«Первое правило» -
«ВЗЯТЬ РЕБЕНКА НА РУКИ». Этим вы ограничите чрезмерную подвижность шустрого непоседы, в буквальном смысле, приблизите его к себе, инициируете максимальное доверие с его стороны, получите возможность управления его вниманием.
Правило второе:
"Время занятий всегда ограничивается интересом к нему самого ребенка. Автор методики утверждает, что всегда мог это почувствовать по поведению дочери. Он никогда не контролировал, что ребенок усвоил. Через некоторое время дочь сама обнаружила способность к чтению, прочитав название принесенной газеты.
Ко времени поступления в школу она могла не только свободно читать, но и считать, а окончила, в последствии, с золотой медалью. Видя успехи подрастающей дочери, отец попробовал по той же методике учить двухлетнего сына. В пятнадцать лет Сережа окончил среднюю школу и поступил в университет. Учился свободно, без особого труда и очень успешно.
Когда у Оли родилась дочь, дедушка решил попробовать научить читать еще даже не говорящую внучку. Когда ей только исполнилось три месяца, он попросил знакомую испечь из теста крупные буквы, 6 - 7 см высотой, 1 см толщиной. Гуттаперчевые, мягкие, крупные буквы, к сожалению, никто не производит. Белок и зайчиков делают, а вот буквы - нет. Лучшего материала, чем обычное не крошащееся тесто, в доме не нашлось. из него испекли фигурные пряники в виде алфавита. Ребенок, буквально, «грыз науку», а дедушка, тем временем, знакомил ее с названиями литер. Не говоря, при этом, сопровождающие слова «звук», «буква», просто протяжно: «А.. а.. а.. а..», - например. На другой день показывал «М», потом – «П». Из этих «кирпичиков» сложилось «МА», после – «ПА». До полного обозначения родителей останется только небольшой шажок.
Дальнейший набор букв, слогов и слов?
Возьмите за образец элементарный букварь. Он мало, чем отличается от необходимого комплекта и в том же порядке его представления. С одним лишь существенным отличием – начертательный образ слова, в самом начале курса, «привязывается» к реальному объекту, а не к изображению в книге. Постепенно складываются небольшие слова. На табличках, из белого картона размером 10 х 45 см, пишутся названия и расставляют их возле предметов. Отработка новых слов начинается с по-слогового знакомства (без каких-либо символьных разделителей между слогами и буквами), с обязательным переходом к целостному звукоряду. Таким образом, абстрактный зрительный образ написанного слова "привязывался" к конкретному объекту в квартире, в саду, огороде. Ознакомление с окружающим миром начинается с предметов ежедневно окружающих ребенка. Потом ему представляют части собственного тела, ближайшую родню. Расширяется мир домашними предметами и все это в сопровождении карточек. Когда Ребенок начинает ходить, ему устраивают ежедневные тематические прогулки по этому своеобразному "Эрмитажу". В одном зале» - игрушки, в другом – кухонные принадлежности, дальше – «ботанический сад», на приусадебном участке.
Наставник предостерегает от предстартовых фраз типа: «Давай поиграем», «Выучим слово»,
… Занятие должно начинаться обыденно, непосредственным общением и, само по себе, быть игрой.
Введение каждого нового понятия производится в последующий день обучения.
Многие, наверное, помнят из опыта собственной семьи, как знакомят детей и внуков с окружающим миром: "Мама, Папа. Жучка" и т.д. "Покажи, где папа, мама, собачка?" И почему-то все на этом останавливались. Так же действовал и Лищук. Только он шел дальше - создавал еще и зрительный абстрактный (начертательный) образ понятия, делая в обучении дополнительный шаг, многократно ускоряющий процесс.
Но, как определить, что не говорящий ребенок читает? "Очень просто, - говорит мудрец Василий, - я показывал ей табличку с названием предмета и говорил: "Корина, где это?" - и девочка показывала предмет рукой. Называл объект - и она вела меня к табличке. Все очень просто!"
Это, собственно, и есть - ПЕРВЫЙ ЭТАП обучения.
Чего он достиг? В два года и семь месяцев Корина читала на двух языках - русском и украинском, свободно переходя с одного на другой, считала. Вот характеризующий ее развитие диалог. Василий Саввич берет лист и говорит: "Давай я нарисую тебе буковку". Пишет слово. Девочка молча наблюдает, потом вдруг: "Ты сказал, что нарисуешь одну букву, а нарисовал уже пять!". Ребенок способен не только сосчитать буквы, но и верно оценить поведение взрослого. Она четко различает понятия по различным характеристикам, говоря: "Дай мне "Оболонь" (произнося название воды, а не просто воду).
$
Незнакомый с такой методикой и впервые увидевший этого живого ребенка человек воскликнет: "Гениальный ребенок!" На что Лищук спокойно отвечает: "Да таких вундеркиндов могут быть миллионы. Только в нашей семье их уже трое".
Пару слов о гениальности. Как замечают психологи, подобный феномен практически полностью определяется двумя жизненными обстоятельствами, опять же, раннего воспитания. Либо это невероятно тяжелые условия, в которых вопреки всему, личность борется за существование. Благодаря врожденной (!) силе духа – Паганини, Ломоносов, Горький, …, сам, преодолевая «тернии», прокладывает себе путь «к звездам». Или же элитное воспитание – Толстой, Моцарт, …, взращивает «кристалл разума» кропотливым, профессиональным педагогическим трудом.
Как видим, «Элитариум Лищука» вполне укладывается в понимание и представления современной науки о воспитании. Что же касается тех, кто, собственно, и должен был бы определять будущее страны, то на представлении своей методики в министерстве образования, опытный наставник получил вполне предсказуемый отпор чиновника:
"На, мужик, почитай, что умные люди пишут. Учить детей чему-либо рекомендуется с четырех лет!..."
ПРОДОЛЖЕНИЕ: ЧАСТЬ 3